[image: image1.png]


                                                                             Международный Фонд защиты                                                                                                                                    

                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг

нарушений свободы слова в Казахстане

в июле 2009 года

Требования месяца: В Таразском суде № 2 начались прения сторон по уголовному делу в отношении главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова, обвиняемого в незаконном получении и разглашении госсекретов. Во время прений прокурор потребовал назначить Рамазану Есергепову наказание в виде шести лет лишения свободы, а также запретить заниматься журналистикой и издательской деятельностью сроком на 3 года. 

По этому поводу руководители неправительственных организаций республики и главные редакторы казахстанских газет обратились с открытым письмом к  Генеральному прокурору Республики Казахстан Кайрату Мами. Журналистская общественность считает данное требование прокуратуры необоснованно жестким. Журналисты обратились к Генеральному прокурору с просьбой взять под личный контроль законность и обоснованность выносимого Рамазану Есергепову приговора (см. глава III, раздел 1)
Просьба месяца: Премьер-министр РК Карим Масимов обратился к гостям своего блога: «прошу Вас более аргументировано и корректно излагать волнующие Вас проблемы и вопросы». 

К. Масимов напомнил, что согласно принятому закону о регулировании Интернета он несет за свой «электронный уголок» в Глобальной сети такую же гражданскую и административную ответственность, как и традиционные СМИ (см. глава I, раздел 1).
Одежда месяца: 22 июля группа журналистов пришла в городской акимат Алматы на совещание руководства ДВД города с участием министра внутренних дел РК Серика Баймагамбетова и акима Алматы Ахметжана Есимова. Однако сотрудник охраны не пропустил их в здание городской администрации. Он заявил, что теперь в акимат не пускают в юбках, шортах и джинсах. Ранее никаких проблем с посещением акимата в джинсах или юбках у  представителей СМИ не возникало. О том, что введен dress-code, пресс-служба акима журналистов не оповещала.

Позже заместитель акима Алматы Серик Сейдуманов сообщил, что охранник переусердствовал: запрет был только на шорты и шлепанцы» (см. глава II, раздел 2).

Тайна  месяца: В 2006 году в Павлодарском уголовном суде рассматривалось дело ВИЧ-инфицированного заключенного, покусавшего одного из сотрудников колонии. Процесс, начавшийся в открытом режиме, впоследствии был объявлен закрытым. Однако к тому времени сюжет о нем был показан в новостных блоках телекомпании «Ирбис».

Освободившись из мест лишения свободы в мае 2009 г., бывший заключенный обратился с заявлением в полицию с просьбой возбудить в отношении тележурналистов уголовное дело за разглашение медицинской тайны. Однако следователем УВД города Павлодара было принято решение об отказе в удовлетворении прошения. Поскольку при опросе мнения участников процесса ВИЧ-инфицированный подсудимый сам «изъявил желание, чтобы представители СМИ присутствовали на процессе и производили видеосъемку. Заявлений о том, чтобы был скрыт диагноз и не называлась фамилия, от него не поступало».

Тогда бывший осужденный подал гражданский иск в Павлодарский городской суд № 1, обвинив «Ирбис» в том, что в сюжете против его воли были названы диагноз, его фамилия, показаны близкие родственники. Истец потребовал выплатить ему в качестве возмещения морального вреда 1 миллион тенге. 

27 июля судья городского суда Павлодара Алмаз Рахметаллаев обязал телекомпанию выплатить бывшему заключенному 750 тысяч  тенге. (см. глава III, раздел 5). 
Здоровье месяца: В начале июля газета «Наша жизнь» опубликовала материал корреспондента издания Ольги Воронько о том, как и какими методами Павлодарский областной психоневрологический диспансер поставил диагноз «шизофрения и паранойя» старшему оперуполномоченному управления  по борьбе с наркобизнесом ДВД Павлодарской области Абзалу Шакарову. (Позже специалисты Республиканского научно-практического центра психиатрии (РНПЦП) в Алматы установили, что майор полиции полностью здоров). В статье также был опубликован ответ Министерства юстиции на запрос заведующего отделением павлодарского областного диспансера Александра Лободенко о признании обоих обследований незаконными. 

После выхода статьи А. Лободенко написал заявление в прокуратуру Павлодарской области, требуя возбудить уголовное дело в отношении корреспондента Ольги Воронько и редактора газеты «Наша жизнь» Елены Васильченко. По мнению заявителя, журналисты вступили в сговор со специалистами Республиканского научно-практического центра психиатрии (РНПЦП), нарушили тайну его переписки с Министерством юстиции РК.

Надзорный орган передал дело в департамент финансовой полиции Павлодарской области. Областной департамент финансовой полиции признал действия газеты «Наша жизнь» законными (см. глава III, раздел 4)
В июле 2009 г. мониторинг Фонда «Адил соз» зафиксировал  77 сообщений. Из них 20 определяют фактическое положение СМИ в свете политической атмосферы месяца, 35 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, 22 - о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов. 

Cодержание:

4I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


41.  Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова


52. Изменения и проекты изменений действующего законодательства,  определяющие правовое положение средств массовой информации


73. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова


84. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав журналистов и СМИ


9II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ


91.  Гибель журналиста


102. Нападения на журналиста и работников СМИ


103. Угрозы в отношении журналиста


104. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества


115. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов


116.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно значимой информации


157. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации


168. Сообщение ложных сведений СМИ (ст. 347 КоАП РК)


169. Необоснованное прекращение выпуска СМИ


1710. Приостановление выпуска СМИ


1711. Нарушение принципа гласности судебного процесса


1712. Необоснованное изъятие СМИ и других изданий


1713. Нарушение трудовых прав журналистов


18III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, 
ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


181.   Обвинение в распространении информации, содержащей государственные секреты (ст. 172 УК РК)


192. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)


203. Обвинения в нарушении  неприкосновенности частной жизни (ст. 142 УК РК)


204. Обвинения в нарушении тайны личной переписки (ст. 143 УК РК)


215. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации определенных сведений


246. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений


257. Обвинения в нарушении порядка проведения митингов (ст. 373 КоАП РК)




I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.  Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова
Июль, 10

10 июля глава государства подписал закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». 

По информации пресс-службы Президента РК, закон направлен на совершенствование системы государственного регулирования отношений, связанных с распространением на территории страны информации посредством информационно-коммуникационных сетей.

Закон вступит в силу 2 августа.

Июль, 17

Все СМИ 

После подписания закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» премьер-министр РК Карим Масимов обратился к гостям своего блога: «прошу Вас более аргументировано и корректно излагать волнующие Вас проблемы и вопросы». 

К. Масимов напомнил, что согласно принятому закону о регулировании Интернета, он несет за свой «электронный уголок» в Глобальной сети такую же гражданскую и административную ответственность, как и традиционные СМИ.

Июль, 18

СМИ Шымкента

18 июля заместитель акима Южно-Казахстанской области Али Бектаев собрал у себя в кабинете руководителей основных СМИ города и собкоров. В течение часа он вел разговор о том, насколько острожными надо быть при освещении ситуации с крымской геморрагической лихорадкой. При этом Али Бектаев заявил, что часть сообщений была не объективной. Он посоветовал журналистам, чтобы «было больше пользы, вести среди населения санпросветительскую работу, а не сообщать о том, сколько человек укусил клещ, и сколько из них уже умерло. Мы не можем диктовать, что писать, но хотелось бы, чтобы о юге шло меньше негатива».

Июль, 28

«Курс» (г. Кокшетау)

На встрече с жителями Кокшетау аким города Бахыт Сапаров обвинил редакцию газеты «Курс» в том, что своими публикациями газета поддерживает незарегистрированную партию. Поводом для обвинения послужила серия статей о несанкционированных митингах работников Центрального рынка города. Аким считает, что публикации дестабилизируют социальную обстановку в городе.

2. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации

Июль, 11

СМИ Жамбылской области

Журналисты, представители политических партий и неправительственных организаций Жамбылской области подписали обращение по поводу принятия  закона  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». 

«Постоянное и непрерывное ужесточение законодательства о СМИ, уже привело к тому, что в стране не осталась практически ни одного электронного Средства Массовой Информации, да и вообще СМИ, где не работал бы механизм внутренней и внешней цензуры.

Мы, нижеподписавшиеся против цензуры в Интернет Казахстана в том виде, которые предлагают эти поправки  в закон о коммуникационных сетях», - говорится в Обращении.

Данный документ будет направлен в различные правозащитные организации, министерства и ведомства.

Июль, 13 

Все СМИ

13 июля Международная независимая неправительственная организация «Freedom House» распространила пресс-релиз, в котором говорится, что принятие закона о регулировании Интернета является шагом назад в демократизации казахстанской медийной сферы и не будет способствовать успешному председательству Казахстана в ОБСЕ.

 Исполнительный директор «Freedom House» Дженнифер Уиндсор подчеркнула, что еще в мае в письме Президенту Назарбаеву высказывала мнение, о том, что закон будет ограничивать конституционные права казахстанских граждан на свободный доступ к информации и является нарушением международных обязательств Казахстана по либерализации условий работы СМИ.

Как сообщается в пресс-релизе, «Freedom House» совместно с рядом казахстанских неправительственных организаций  сделали доклад, который свидетельствует о том, что казахстанскому правительству до сих пор не удалось выполнить свои основные обязательства, взятые на себя в преддверии председательства в ОБСЕ.

Июль, 13

Все СМИ

13 июля Комитет по защите журналистов (Нью-Йорк) сделал заявление по поводу подписания Президентом Казахстана Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей».

«Это тяжелый удар по всем пользователям интернета и масс-медиа в Казахстане, - говорится в документе за подписью заместителя директора КЗЖ Роба Махоуни. - Согласно данному закону, все интернет-ресурсы, включая блоги, онлайн-форумы и социальные сети, будут нести ответственность в соответствии со всеми репрессивными законами и нормативными актами, регулирующими деятельность СМИ в Казахстане. По сути, он позволяет властям подавить инакомыслие на всех направлениях, что абсолютно несовместимо с приближающейся ролью Казахстана в качестве председателя одной из ведущих правозащитных организаций региона - Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе».

Июль, 14

Все СМИ

14 июля Международная общественная организация Human Rights Watch распространила сообщение, в котором призвала Казахстан аннулировать закон, «серьезно ущемляющий свободы СМИ».

«Правительство Казахстана должно отменить новый закон, который значительным образом ограничивает свободу средств массовой информации ... Организация призывает международных партнеров Казахстана настоять на том, чтобы правительство страны отозвало закон», - говорится в сообщении правозащитной организации. 

Июль, 21

Все СМИ

Коалиция казахстанских неправительственных организаций «Казахстан - ОБСЕ 2010», созданная в июле 2008 года рядом ведущих неправительственных организаций Казахстана, распространила заявление в связи с принятием Закона о регулировании Интернета. 

«Данный закон приравнивает к средствам массовой информации, с соответствующей уголовной, гражданской и административной ответственностью, все содержание глобальной сети Интернет, в том числе блоги, чаты, форумы, интернет-дневники и другие ресурсы, которые являются средствами самовыражения и частного общения. 

 Мы считаем необходимым заявить, что принятый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» нарушает конституционные права граждан Казахстана и не соответствует международно признанным принципам свободы выражения, беспрепятственного получения и распространения информации, закрепленным в основополагающих документах ОБСЕ», - говорится в заявлении.

Коалиция «Казахстан - ОБСЕ 2010» призвала власти Казахстана «пересмотреть свое решение о принятии данного Закона, отменить его и инициировать разработку нового законодательства о гарантиях свободы слова и средств массовой информации, включая  широкое обсуждение концепции регулирования Интернета в соответствии с демократическими стандартами свободы выражения».

Июль, 22

Все СМИ

Председатель Агентства РК по информатизации и связи Куанышбек Есекеев, отвечая на вопросы читателей и редакции газеты «Время», по поводу принятия поправок в законодательство о регулировании Интернета сообщил:

«Закон не закрепляет запретов на распространение сведений и не предусматривает ограничений. В соответствии с Конституцией РК свобода слова гарантирована и каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. 

Закон не предусматривает ограничения доступа граждан с территории Казахстана к интернет-ресурсам. 

По всем возникшим у ОБСЕ вопросам АИС неоднократно в рамках «круглых столов» и рабочих встреч разъясняло нормы действующего законодательства Казахстана. Мы подчеркивали: законопроект разработан, основываясь на положениях международных актов, но с учетом требований казахстанского законодательства. Исходя из международной практики, закон вводит лишь механизмы наказания за распространение в Интернете незаконной информации. С оговоркой: информация признается таковой только по решению суда».

Июнь, 30

Все СМИ

В интервью газете «Время» посол США в Казахстане Ричард Хоугланд отметил, что принятые недавно в Казахстане поправки в законодательство по регулированию интернета нельзя охарактеризовать как «шаг вперед в сторону либерализации общества»: «…США очень четко дали понять руководству Казахстана, что мы очень сожалеем, что эти поправки были приняты. Но теперь они уже стали законом. И сейчас очень важно, как этот закон будет исполняться». 

Р. Хоугланд выразил надежду, что этот закон не будет использоваться для ограничения свободы слова и свободы СМИ.

3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Июль, 01 

СМИ Актюбинской области

Сорок тысяч человек в отдаленных районах Актюбинской области не имеют возможности смотреть по телевидению казахстанские каналы. Об этом говорилось на  заседании актюбинского областного филиала партии «Нур Отан» и депутатов областного маслихата. 

По словам директора Актюбинского филиала АО «Казтелерадио» Жаксылыка Бекзады, программа по стопроцентному обеспечению населения республиканскими каналами приостановлена. 

Дирекции Актюбинского филиала АО «Казтелерадио» было рекомендовано обратиться в областные органы власти с просьбой выделить из бюджета необходимые средства для установки трансляторов в районах, не имеющих доступа к республиканским и областным телевидению и радио.

Июль, 30

Все СМИ

Посол США в Казахстане Ричард Хоугланд в интервью газете «Время» высказал свое мнение по  поводу многочисленных исков по обвинению СМИ и журналистов в клевете:  «Мне кажется, что злоупотребления исками о клевете, цель которых - наказать журналиста или СМИ, на самом деле являются путем, отдаляющим Казахстан от Европы» 

Посол США считает, что суды должны выносить решения по таким искам  «независимо, в соответствии с нормами правосудия, задавая себе вопрос: соответствует ли действительности написанное в статье? ... Идея, стоящая в основе этого, заключается в том, что журналистские расследования имеют очень большое положительное значение в обществе, когда речь идет о разоблачении коррупции и других преступлений».

Июль, 10

В Алматы прошла вторая казахстанская конференция издателей и распространителей печатной продукции «Ситуация на рынке печатных СМИ. От кризиса к стабилизации».

По словам заведующего Алматинским бюро пресс-службы президента РК Валерия Жандаулетова, «очень многие издания закрылись, других выходили один, максимум два раза. Подобные конференции не только способствуют улучшению издательской деятельности, но и помогают правительству. Ведь руководство страны, правильно оценив ситуацию, может принять ряд мер, в том числе законодательных». 

Генеральный директор ТОО «Казпресс» Евгений Манторов отметил, что если в первом триместре 2008 года еще наблюдался рост тиражей печатных СМИ, то в текущем они обвалились на 30 процентов. 

На конференции было высказано пожелание освободить казахстанские газеты и журналы хотя бы в кризисное время от уплаты НДС. 

4. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав журналистов и СМИ
Июль, 27

Марина Рыбалко, «Курс» (г. Кокшетау)

14 июля редактор газеты «Курс» Марина Рыбалко обратилась к прокурору Акмолинской области Булату Абдулову. В письме журналист выразила несогласие с ответом Администратора судов Акмолинской области по поводу отказа в предоставлении информации судоисполнителем Маратом Жансеитовым и попросила принять меры прокурорского реагирования к судоисполнителям. 

Прокурор Акмолинской области дал поручение прокуратуре города Кокшетау принять меры по заявлению М. Рыбалко. 

Однако прокурор города Бирлик Ташимов в принятии мер к судоисполнителю отказал на том основании, что претензии должны предъявляться в судебном порядке.

Июль, 07

Кампания «За свободный Интернет!» (г. Алматы)

В Алмалинском районном суде № 2 Алматы завершился судебный процесс по иску участников кампании «За свободный Интернет!» к городскому департаменту внутренних дел. 

Напомним, активисты кампании подали в суд на полицейских за незаконное задержание 24 апреля, когда участники кампании планировали провести флеш-моб «Блогер в тюрьме» перед зданием гостиницы «Интерконтиненталь», где в это время проходил VIII Евразийский медиафорум.

Активисты движения обратились в суд, требуя признать действия сотрудников Бостандыкского районного отделения внутренних дел незаконными и вынести частное определение в адрес руководства департамента внутренних дел о привлечении виновных к ответственности.

На суде представители ДВД Алматы свои действия объяснили необходимостью обеспечить безопасность участников медиафорума и заботой о международном имидже Казахстана, который, по мнению полицейских, мог пострадать в результате флешмоба.

Суд пришел к выводу, что права и законные интересы истцов не были нарушены, и принял решение в иске отказать. 

Активисты намерены подать апелляционную жалобу.

Июль, 07

ТК «АРТ» (г. Караганда)

Как сообщало ранее, 17 июня ряд общественных организаций Казахстана обратились к Генеральному прокурору РК Кайрату Мами по поводу закрытия карагандинской телекомпании «АРТ». Журналистская общественность просила  Генерального прокурора «дать объективную оценку сложившейся  ситуации и помочь в правовой защите позиции телеканала в судебном споре». 22 июня ведомство оставило обращение журналистских организаций без рассмотрения.

Национальная Ассоциация Телерадиовещателей (НАТ) Казахстана сочла отказ в рассмотрении обращения неправомерным. Как говорится в письме, с которым по этому поводу Ассоциация обратилась к руководителю администрации Президента РК Аслану Мусину, «согласно  статье 5  Закона Республики Казахстан  «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» предусматривается перечень оснований для оставления обращений  без рассмотрения. Основания для отказа в рассмотрении обращения, указанные в письме Генеральной прокуратуры, не входят в  перечень, предусмотренный вышеназванным законом». 

НАТ просит руководителя Администрации «дать оценку действиям Генеральной прокуратуры  в отношении обращения журналистских организаций в защиту телеканала «ТV-АРТ» г. Караганды».

Июль, 12 

Все СМИ

12 июля пользователи Интернета во многих городах Казахстана одновременно провели флеш-моб «Свободному Интернету – свободное плавание». Участники акции спустили на воду бумажные кораблики с надписью на борту «За свободный Интернет», символизирующие свободу общения в Сети. 

Так интернетчики отреагировали на подписание главой  государства  Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики по вопросам информационно-коммуникационных сетей», приравнивающего все сетевые ресурсы к средствам массовой информации. 

Акция была инициирована  республиканским движением «За свободный Интернет!».

Июль, 17

Все СМИ

Ряд журналистов и медийных организаций Казахстана инициируют создание в республике Общественного медиа-совета как органа саморегулирования. 

Задачи, которые ставятся перед медиа-советом - рассмотрение жалоб на СМИ и журналистов, содействие досудебному урегулированию споров, защита законных прав и свобод прессы. Новое объединение задумано как независимый некоммерческий общественный проект. 

Июль, 22

Все СМИ

22 июля в Национальном пресс-клубе Алматы состоялась пресс-конференция. В ней участвовали главный читатель газеты «Тасжарган» Ермурат Бапи, президент общественного фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина, заместитель председателя партии «Азат» Маржан Аспандиярова, правозащитник Ризада Жакыпбек и сотрудник Казахстанского международного бюро по правам человека  и соблюдению  законности Андрей Свиридов.

Поводом для встречи с журналистом стали судебные преследования участников акции в поддержку независимых СМИ, прошедшей 24 июня 2009 года.

В распространенном пресс-релизе говорится: «все протоколы об административном правонарушении, врученные полицейскими участникам  акции, были составлены спустя длительное время после события, с грубейшими нарушениями. Неправомерна квалификация акции как несанкционированного митинга или пикета, так как во время ее проведения не было ни трибуны и ораторов (определяющие признаки митинга), а в зоне ее проведения нет никаких правительственных или муниципальных учреждений, вход в которые блокировался бы собравшимися (определяющие признаки пикета).

В настоящее время по состоявшимся судебным постановлениям готовятся апелляционные жалобы. Одновременно готовится судебный иск к акимату города Алматы за необоснованные отказы в проведении санкционированного митинга накануне Дня казахстанской журналистики».

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1.  Гибель журналиста

Июль, 17

Руслан Болебай, ТРК «Казахстан» (г. Алматы)

17 июля в Алматы на пересечении улиц Гагарина и Джамбула при столкновении автомашин «Мерседес» и «Тойота» один человек погиб на месте происшествия, четверо были травмированы.

Сотрудник ТРК «Казахстан» Руслан Болебай в момент столкновения находился в автомашине «Тойота» и был госпитализирован. Утром в 8.30 он скончался в больнице.

2. Нападения на журналиста и работников СМИ
Июль, 30

Азиз Мурзабаев, ТК «Отырар» (г. Шымкент)

8 июля  журналист телеканала «Отырар» Азиз Мурзабаев обратился с заявлением в областную прокуратуру с просьбой дать ему разъяснения, как идет расследование уголовного дела, возбужденного в марте 2009 года по факту хулиганства.  

Напомним, в ночь с 16 на 17 марта неизвестные избили журналиста и отобрали у него видеокамеру, когда он возвращался после окончания съемок полицейского рейда домой. По мнению А. Мурзабаева и заместителя директора ТОО «Собкор» (учредитель телеканала) Вячеслава Шварца, нападение было вызвано желанием уничтожить сделанные во время полицейского рейда записи. 

По данному факту было возбуждено уголовное дело. По-прежнему в розыске находятся два парня, которые вели себя особо активно во время нападения на журналиста. 

Ответ на свое заявление журналист до сих пор не получил. 

3. Угрозы в отношении журналиста

Июль, 03

Жанар Давлетова, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)

Корреспондент газеты «Взгляд» Замира Космурзиева обратилась к начальнику УБОП ДВД Западно-Казахстанской области Жигер Джасымбетовой. Журналист попросила разъяснить, почему корреспонденту газеты «Уральская неделя» Жанар Давлетовой было отказано в возбуждении уголовного дела по поводу угроз по телефону. 

Жанар Джасымбетова ответила, что полицейским не удалось установить «личность угрожавшего и провести необходимые мероприятия, потому что прокурор отказал в санкции. А компания «К-селл» выдает распечатки разговоров только по возбужденным уголовным делам». 

4. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества
Июль, 18

Ирина Абрамова, ТК «Отырар» (г. Шымкент)

Журналисту телеканала «Отырар» Ирине Абрамовой позвонил пресс-секретарь акима Южно-Казахстанской области Абзал Жусанбаев и стал диктовать ей, как  она должна построить сюжет о визите министра здравоохранения в область. При этом пресс-секретарь заявил, что надо обязательно указать, что руководство департамента здравоохранения не скрывало факт смерти от крымской геморрагической лихорадки, а местная исполнительная власть сделала все, чтобы максимально быстро отреагировать на вспышку вируса. 

Такие же звонки были и ряду других журналистов, освещавших визит министра. 

Июль, 30

Акмарал Майкузова, Аманжол Айтмагамбетов, «Рика-ТВ» (г.Актобе)

Съемочная группа телеканала «Рика-ТВ» -  корреспондент Акмарал Майкузова и оператор Аманжол Айтмагамбетов - во время показательного полива высаженных деревьев записывали интервью со специалистом отдела управления жилищно-коммунального хозяйства Актобе.

После записи интервью к журналистам  обратился некий Аслан, представившийся временно исполняющим обязанности пресс-секретаря акима города, с просьбой «написать нормальный текст». Иначе, по словам Аслана, «у телекомпании могут возникнуть проблемы по освоению средств по государственному заказу».

5. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Июль, 01

Виктор Бурдин, Владимир Третьяков, «Время» (г. Алматы)

В редакцию газеты «Время» обратились торговцы, арендующие бутики в алматинском торговом доме «Аксай». Они сообщили, что администрация торгового дома опечатала их бутики. 

Приехавших на место события корреспондента издания Виктора Бурдина и фотокорреспондента Владимира Третьякова охранники «Аксая» с ведома администратора торгового дома Кайрата Тыныбекова попытались силой выкинуть на улицу. Прибывший на место происшествия сотрудник полиции пообещал разобраться с охраной, которая незаконно применила силу. 

Июль, 22

СМИ г. Алматы

Группу журналистов, пришедших 22 июля в городской акимат Алматы на совещание руководства ДВД города с участием министра внутренних дел РК Серика Баймагамбетова и акима Алматы Ахметжана Есимова, сотрудник охраны не пропустил в здание городской администрации. Он заявил, что теперь в акимат не пускают в юбках, шортах и джинсах: «Это административное здание, в таком виде не пускаем, тем более на совещание».

На доводы сотрудницы пресс-службы акима о том, что «это журналисты», сотрудник охраны еще раз отметил, что «это административное здание».

Ранее никаких проблем с посещением акимата в джинсах или юбках у  представителей СМИ не возникало. О том, что введен dress-code, пресс-служба акима журналистов не оповещала.

Как сообщил корреспонденту газеты «Время» заместитель акима Алматы Серик Сейдуманов, начальнику службы охраны дано поручение выяснить, кто из охранников не пропустил журналистов: «Он просто переусердствовал: запрет был только на шорты и шлепанцы».

6.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно значимой информации

Июль, 03 

Юрий Елисеев, «Литер» (Южно-Казахстанская область) 

Собственный корреспондент газеты «Литер» по Южно-Казахстанской области Юрий Елисеев обратился к и.о. начальника управления энергетики и коммунального хозяйства ЮКО Фариду  Акбердиеву за данными о ходе реализации программы «Чистая вода». Ф. Акбердиев направил журналиста  для получения электронной  копии к начальнику  отдела водообеспечения Калдархану Момбекову. Однако последний категорически отказался предоставить запрашиваемые данные, заявив: «ничего я вам не дам. В  тот раз вам дали цифры, а вы все с ног на голову перевернули». К. Момбеков вспомнил предыдущую статью, где Юрий Елисеев  обратил внимание на то, что в трех ведомствах – областном департаменте санитарно-эпидемиологического надзора, облпрокуратуре и управлении энергетики данные по обеспечении питьевой водой населенных пунктов  области очень сильно различаются. 

Получить запрашиваемую информацию журналисту так и не удалось. 

Июль, 06

Полина Легина, Александр Баранов, «Республика – деловое обозрение» (г. Павлодар)

Газета «Республика – деловое обозрение» проводила журналистское расследование по поводу того, что через общественный фонд «Катар мен мугедектер» («Пенсионеры и инвалиды»), действующий на территории ГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Павлодарской области», у подопечных забиралась часть пенсии.

Директор дома-интерната Кайша Щеглова  не разрешила журналистам издания Полине Легиной и Александру Баранову встретиться с постояльцами социального заведения, сославшись на то, что это социальное учреждение является закрытым.  

На вопросы корреспондентов о том, на каком основании у подопечных дома-интерната удерживалась часть пенсий и кто контролировал расходование этих средств, К. Щеглова отвечать отказалась, заявив: «Вы ищете грязь, вот и ищите сами». 

Июль, 17

Алан Байтенов, «Новое поколение» (г. Алматы)

Корреспондент газеты «Новое поколение» Алан Байтенов обратился с официальным запросом в пресс-службу Управления дорожной полиции г. Алматы. В письме, адресованном начальнику УДП Алматы Арману Сарбасову, журналист попросил ответить на вопросы о том, как продвигается расследование в отношении сотрудников УДП, обвиняемых в совершении коррупционных преступлений, о новых нормах прохождения техосмотра, о процессе по возвращению средств жертвам «талонофикации» страны.

В пресс-службе УДП запрос журналиста принять отказались, посоветовав переадресовать его в Департамент внутренних дел города.

Через несколько дней в канцелярии ДВД Алматы А. Байтенову сообщили, что его запрос был перенаправлен в пресс-службу ДВД города. 

Позвонив через два дня в пресс-службу департамента, журналист услышал, что ни о каком запросе там не слышали.

Узнать, кому было перенаправлено его письмо, А. Байтенову в течение следующей недели так и не удалось – представителей пресс-службы, компетентных ответить на вопросы журналиста, постоянно не оказывалось на месте. 

Июль, 05

Светлана Круг, ТК «5 канал» (г. Караганда)  

Журналист телекомпании «5 канал» Светлана Круг получила неофициальную информацию о том, что ректор Карагандинской государственной медицинской академии скоро будет снят с занимаемой должности. Чтобы выяснить, насколько эта информация соответствует действительности, в июне она отправила официальный запрос в Министерство науки и образования РК. Ответа на этот запрос Светлана Круг до сих пор не получила. 

Июль, 09

ИА «Казахстан Сегодня» (г. Алматы)

26 июня информационное агентство «Казахстан Сегодня» отправило запрос в департамент языковой политики и информации МВД РК и в управление языковой политики и информации ДВД Алматы по поводу смены руководства в управлении дорожной полиции Алматы.  

Ответа на запрос информационное агентство не получило. 

8 июля «Казахстан Сегодня» направил официальное письмо в Генеральную прокуратуру РК с просьбой принять меры в связи с нарушением законодательства РК о СМИ.

Июль, 13

Наталья Сорокоумова, «Мегаполис» (г.  Алматы)

Адвокаты предпринимателей Серика Туржанова и Нурмана Баянова, обвиняемых в расхищении госсредств, выступили перед журналистами. Они считают, что предварительное расследование и возбужденное финансовой полицией уголовное дело против их клиентов незаконны. 

По этому поводу корреспондент газеты «Мегаполис»  Наталья Сорокоумова обратилась в пресс-службу Агентства финансовой полиции. Отвечать на вопросы журналиста в Агентстве отказались, сославшись на тайну следствия.

Июль, 20 

Ирина Абрамова, Константин Исупов, ТК «Отырар» (г. Шымкент)

Журналист ТК «Отырар» Ирина Абрамова и оператор Константин Исупов при подготовке  сюжета о ситуации с крымской геморрагической лихорадкой (КГЛ) пришли к главному врачу СЭС Южно-Казахстанской области Берику Торгаутову. Однако он отказался давать интервью на камеру, сославшись на то, что поступило распоряжение, что вся информация о ситуации с КГЛ должна идти только через заместителя акима области Валихана Кайназарова. 

Июль, 21 

Надежда Азарова, ТК «ТВК» (г. Караганда)  

Редактор отдела новостей телекомпании «ТВК» Надежда Азарова приехала в Карагандинский городской центр социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства. Она по редакционному заданию готовила сюжет, связанный с проблемой бомжей. Журналист поинтересовалась у сотрудников центра, почему не всех бомжей города отправляют в вышеуказанный центр, по какому принципу ведется отбор. 

Но работники учреждения отказались давать комментарий журналистке, сказав, что не считают нужным общаться с прессой по данной проблеме. 

Июль, 24 

СМИ г. Караганды 

По инициативе акимата Караганды в рамках антикризисной программы часть служебного автотранспорта была выставлена на продажу с целью экономии бюджетных  средств.  Карагандинские журналисты обратились в пресс-службу акимата города с вопросом, сколько было подано заявок на покупку служебных автомобилей, ранее принадлежавших городской  администрации. Однако в пресс-службе акимата журналистам заявили, что информация о продаже служебных автомобилей является секретной.

Июль, 24

Раушан Сисембаева, Мейрамбек Симанов, «КТК» (г.Актобе)

Собственный корреспондент по Актюбинской области телеканала «КТК» Раушан Сисембаева и оператор Мирамбек Симанов  обратились к руководству актюбинского филиала компании «Пассажирские перевозки». Журналистов интересовало, почему компания использует для перевозки людей железнодорожные вагоны, срок эксплуатации которых давно истек, и когда «опасные вагоны» будут заменены.  
Руководство «Пассажирских перевозок» отвечать на вопросы журналистов отказалось наотрез. 

Июль, 27

Тамара Абубакарова, «Версия» (г. Павлодар)

Корреспондент газеты «Версия» Тамара Абубакарова обратилась в Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодарской области с просьбой предоставить информацию о результатах тендера на микроавтобусный маршрут Павлодар – Аксу. Управление предоставлять информацию отказалось, сославшись на то, что в настоящее время участники тендера судятся друг с другом. 

Июль, 27

Сауле Сейдахметова, «Южный экспресс» (г. Тараз)

27 июля  ДПК «Азат» провела пресс-конференцию по поводу избиения председателя Жамбылского филиала партии Якобжана Джунисбекова. 

После пресс-конференции редактор газеты «Южный экспресс» Сауле Сейдахметова обратилась к представителю управления внутренней политики Жанибеку Корпебаеву с просьбой уточнить его фамилию и должность. Ж. Корпебаев без объяснения причин сделать это отказался, попросив  не упоминать его в статье. 

Июль, 27

Ризабек Исабеков, «Караван» (г. Павлодар)

ТОО «Павлодар-Водоканал» отказало собственному корреспонденту Павлодарской области Ризабеку Исабекову в предоставлении информации, на каких условиях было заключено мировое соглашение с выплатой компенсации горожанину, повредившему автомобиль в канализационном колодце. 

Июль, 28

Гульмира Сарбасова, «Время» (Западно-Казахстанская область)

В пассажирском поезде в одном из вагонов, принадлежащих Западно-Казахстанской железной дороге, было обнаружено превышение радиационного фона в сто раз. По этому поводу собственный корреспондент газеты «Время» по Западно-Казахстанской области Гульмира Сарбасова обратилась с вопросами к начальнику Уральского отделенческого управления Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте Алибеку Галиеву. Журналиста интересовало, что представляет собой источник радиации, почему радиолог из Уральска не был допущен и почему мощный очаг радиации вдруг перестал «фонить».

А. Галиев от разговора с журналистом уклонился, сославшись на занятость.

Июль,29

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

ТОО «Павлодарлифт» не предоставило информацию корреспонденту газеты «Городская неделя» Александру Баранову, на каком основании это предприятие передало безвозмездно двухэтажное здание стоимостью 40 миллионов тенге для нужд ТОО «Аксар-Павлодар». Позже новый владелец здания передарил его павлодарскому филиалу партии «Нур Отан».

Июль, 30

Галина Урманова, «Литер» (Жамбылская область)

Собственный корреспондент газеты «Литер» по Жамбылской области Галина Урманова неоднократно обращалась в пресс-службу Департамента по ЧС Жамбылской области с просьбой представить материалы о пожаре в строительном магазине и сходе четырех вагонов с углем.

Начальник пресс-службы ДЧС Раиса Нурпеисова отказала журналисту, сказав, что оба ЧП незначительные и освещать их в газете не стоит. При этом, по словам Г Урмановой, Р. Нурпеисова категорично заявила, что она вообще не обязана предоставлять какую-либо информацию журналистам.

Июль, 30

«Курс» (г. Кокшетау)

Редакция газеты «Курс» обратилась к заместителю начальника Кокшетауского городского военного комиссариата Нурлану Уали по поводу смерти военнослужащего, произошедшей в военной части 97617 Алматинской области. Журналистов интересовало, что послужило причиной смерти солдата. Н. Уали предоставлять информацию отказался, сославшись на то, что «в данное время идет следствие».

В то же время командир части, в которой служил солдат, рассказал журналистам, что следствие по этому делу уже закончилось, и сообщил подробности гибели военнослужащего.

7. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Июль, 10

Любовь Доброта, «Казахстанская правда» (Южно-Казахстанская область)

Собственный корреспондент газеты «Казахстанская правда» по Южно-Казахстанской области Любовь Доброта обратилась к руководству  Южно-Казахстанского СПИД-центра, чтобы получить статистические данные о количестве ВИЧ-инфицированных в области.  

Секретарь приемной в ответ на просьбу журналиста связать ее с главным врачом через несколько минут сообщила, что «он, оказывается, куда-то вышел». 

Заместитель главного врача центра Мошеров, к которому журналист обратилась за сведениями, прятаться не стал, но  и информацию не дал. Он  заявил, что он «не имеет права общаться с журналистами,  это запрещено руководством департамента здравоохранения области, всю информацию можно получить только через пресс-секретаря департамента». 

Июль, 15

Все СМИ

В Алматы прошел слух, что с 15 июля доллар вырастет до 180 тенге. За информацией по этому поводу корреспондент газеты «Республика – деловое обозрение» Лариса Штаба обратилась к начальнику отдела общественных связей Национального банка Гульнар Ертлесовой. Г. Ертлесова от прямого ответа на вопросы журналиста уклонилась, сообщив, что эту ситуацию председатель Национального банка Григорий Марченко прокомментирует для информационных агентств. Где и когда можно будет услышать его комментарии, руководитель отдела отвечать отказалась. 

15 июля председатель Нацбанка провел брифинг только для корреспондентов информагентств. 

Почему на брифинг были приглашены только информационные агентства, в телефонной беседе с представителем информационного интернет портала «Stan.TV» Гульнар Ертлесова пояснила, что в таких случаях, как, к примеру, интервью Григория Марченко относительно девальвации национальной валюты, Нацбанк предпочитает работать только с теми журналистами, кто оперативно освещает подобные мероприятия. 

Июль, 17

Евгения Плахина, «Республика – деловое обозрение»  (г. Алматы)

Корреспондент газеты «Республика – деловое обозрение» Евгения Плахина обратилась к главному специалисту отдела благоустройства акимата Алмалинского района Алматы Ринату Искакову, занимающемуся проблемой отлова бездомных животных. Журналиста интересовало, сколько акимат тратит денег на отлов, содержание и гуманное усыпление одного бездомного животного. Р. Искаков перенаправил Е. Плахину к другому сотруднику акимата - Жанаре Кемилбековой. 

Ж. Кемилбекова попросила перезвонить через 30 минут. Однако ни через полчаса, ни в течение последующих нескольких дней журналисту дозвониться до сотрудника акимата так и не удалось.

Июль, 29

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

В редакцию газеты «Городская неделя» поступила информация о том, что, руководитель одного из управлений Департамента внутренних дел Павлодарской области  пытался привлечь к уголовной ответственности работника прокуратуры, однако в итоге сам оказался под следствием. Поста лишился и его коллега-полицейский.

По этому поводу корреспондент газеты Александр Баранов обратился к начальнику областного ДВД Наурызбаю Кадыргожаеву. Н. Кадыргожаев факт уголовного преследования одного из руководителей департамента подтвердил, однако дополнительную информацию давать отказался, сославшись на тайну следствия.

Июль,31

«Обозрение недели» (г. Павлодар)

Редакция газеты «Обозрение недели» обратилась к вновь избранному секретарем павлодарского городского маслихата Михаилу Желнову с просьбой дать интервью. Газету интересовали вопросы, связанные с деятельностью ТОО «Айгерим», которое возглавлял до своего избрания М. Желнов.

Секретарь маслихата назначил дату встречи, однако перенес ее на другой день. Во второй раз он отложил интервью на неопределенный срок, сославшись на сильную занятость. 

8. Сообщение ложных сведений СМИ (ст. 347 КоАП РК)

Июль, 28 

Дана Мендыбаева, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда) 

Корреспондент еженедельника «Вечерняя Караганда» Дана Мендыбаева по телефону обратилась в пресс-службу Управления дорожной полиции по Карагандинской области. Она попросила дать информацию о крупной автомобильной аварии, произошедшей на одной из центральных улиц Караганды. В ответ журналист услышала, что никакой аварии не было, что все это выдумки журналистов. 

Однако в тот же день на одном из местных государственных телеканалов был показан сюжет, посвященный этой самой аварии, где представители Управления дорожной полиции давали комментарий произошедшему случаю.

9. Необоснованное прекращение выпуска СМИ

Июль, 20 

ТК «АРТ» (г. Караганда)

17 июля коллегия по гражданским делам Карагандинского облсуда рассмотрела апелляционную жалобу ТК «АРТ» на решение специализированного межрайонного экономического суда в отношении телекомпании.

Напомним, 10 июня экономический суд вынес решение о прекращении выхода в эфир Карагандинской телекомпании «TV-арт» и аннулировании выданного министерством культуры, информации и общественного согласия РК свидетельства о постановке на учет СМИ от 1 августа 2001 года. Поводом для судебного разбирательства стал инцидент, произошедший 21 марта. В эфире телеканала, в SMS-чате, куда зрители отправляют сообщения с мобильного телефона, появился текст на казахском языке с призывом к межнациональной розни. Руководство телеканала объяснило произошедшее технической ошибкой, модератор был наказан. Однако надзорный орган усмотрел в инциденте нарушение ряда статей законов, призыв к межнациональной розни и потребовал закрытия канала. Суд первой инстанции иск прокуратуры удовлетворил в полном объеме.

Коллегия по гражданским делам областного суда не удовлетворила апелляционную жалобу  ответчика и оставила в силе решение межрайонного экономического суда. Решение считается вступившим в силу.

10. Приостановление выпуска СМИ

Июль, 30

«Город-326» (г. Тараз)

В июле газета «Город-326» была вынуждена временно приостановить свою деятельность из-за финансовых проблем. По словам  главного редактора издания Альберта Жигеря, неимоверно выросли цены на бумагу,  типографские услуги. Кроме того, в течение года к газете были предъявлены претензии от частных лиц,  по которым, чтобы избежать судебного разбирательства,  истцам были выплачены некоторые суммы денег. 
11. Нарушение принципа гласности судебного процесса

Июль, 28 

Сандугаш Сарсенбаева, Валерий Калиев,  «Новый вестник» (г. Караганда)

Журналист газеты «Новый вестник» Сандугаш Сарсенбаева и фотокорреспондент Валерий Калиев приехали в Темиртау, чтобы осветить судебный процесс, на котором рассматривалось уголовное дело, связанное с убийством человека. Однако судебные приставы не пустили представителей СМИ в зал заседаний, заявив: «Вот когда будет оглашаться приговор, тогда и приходите, а сейчас вам здесь делать нечего». 

Сам процесс объявлен открытым.

12. Необоснованное изъятие СМИ и других изданий

Июль, 10

«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы), «Алга!» (г. Алматы)

В селе Садовое Атбасарского района Акмолинской области работники сельского акимата изъяли у жителей газеты «Республика – деловое обозрение» и «Алга!». Изъятие газет произошло после того, как аким Садового сельского округа  Мурат Смагулов потребовал от своих сотрудников принять меры  «по изъятию газет и других материалов у жителей села», которые были розданы сельчанам представителями Акмолинского филиала «Алга ДВК».

Сотрудник сельского акимата Гульнара Жирентаева прошлась по домам жителей Садового  и изъяла 15 экземпляров газеты, которые сдала акиму. О происшедшем представители партии «Алга, ДВК!» сообщили в редакцию газеты «Республика – деловое обозрение»
13. Нарушение трудовых прав журналистов
Июль, 17

Аскар Актлеуов, «Айкын» (г. Актобе)

Собственный корреспондент газеты «Айкын» по Актюбинской области Аскар Актлеуов, придя в головной офис редакции в Алматы, узнал, что 3 июня индивидуальный трудовой договор с ним был расторгнут в связи с тем, что он не прошел испытательный срок. Журналисту было предложено ознакомиться с приказом об увольнении  лишь 17 июля.

А. Актлеуов считает свое увольнение незаконным, так как он работает в этом издании несколько лет. А поскольку никаких новых договоров редакция с ним не заключала, речи об испытательном сроке быть не может. Журналист намерен обратиться за защитой своих трудовых прав в суд. 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.   Обвинение в распространении информации, содержащей государственные секреты (ст. 172 УК РК)
Июль, 24

Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)

В Таразском суде № 2 начались прения сторон по уголовному делу в отношении главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова. 

Во время прений заслушивалась обвинительная сторона. Прокурор попросил суд назначить Рамазану Есергепову наказание в виде шести лет лишения свободы, а также запретить заниматься журналистикой и издательской деятельностью сроком на 3 года. 

Напомним, главного редактора обвиняют в незаконном получении и разглашении госсекретов и в воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования. Поводом для обвинений послужила статья  «Кто управляет страной – президент или КНБ?», напечатанная в газете «Алма-Ата Инфо» 21 ноября 2008 г.  В этом материале,  в частности, была опубликована  служебная переписка начальника департамента КНБ по Жамбылской области, генерал-майора Козбасара  Нурбекова и председателя КНБ Амангельды Шабдарбаева. По мнению чекистов, в этих письмах содержались секретные сведения.

Июль, 29

Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)

Руководители неправительственных организаций республики и главные редакторы казахстанских газет обратились с открытым письмом к  Генеральному прокурору Республики Казахстан Кайрату Мами по поводу необоснованно жесткого требования прокуратурой наказания в отношении главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова.

 «…независимые эксперты пришли к выводу о том, что в документах, незаконное приобретение и публикация которых инкриминируются Р. Есергепову,  государственных секретов не содержится, более того, данные документы касаются прав и свобод человека и потому засекречиванию не подлежат», - говорится в письме.

Журналисты просят Генерального прокурора взять под личный контроль законность и обоснованность выносимого Рамазану Есергепову приговора: «Он не только жизненно важен для самого Рамазана Есергепова, но и имеет принципиальное значение для всего журналистского сообщества Казахстана. Этот приговор может стать фактором устрашения для журналистов и надолго затормозить развитие свободных плюралистичных СМИ, утверждающих конституционный принцип свободы слова. Мы надеемся, что этого не произойдет, и при предстоящем оглашении приговора мы убедимся в другом - в объективности и мудрости нашего правосудия». 

Июль, 31

Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)

В городском суде № 2 Тараза состоялись последние судебные слушания по делу главного редактора «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова. 

В своем последнем слове Р. Есергепов не признал себя виновным и заявил, что он лишь выполнял свой профессиональный долг. 

2. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)

Июль, 09

Асхат Бименбетов, «Алма-Ата Инфо» (Алматинская область)

В конце июня предприниматель Валерий Алефиренко обратился в Талдыкорганский городской суд Алматинской области с жалобой о привлечении внештатного корреспондента газеты «Алма-Ата Инфо» Асхата Бименбетова к уголовной ответственности за клевету. 

Поводом послужила статья «Финполиция помогает делать деньги из воздуха», опубликованная в издании 5.09.2008 года. Предприниматель посчитал, что в отношении него были распространены не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь, достоинство и деловую репутацию.

Перед началом судебного заседания от представителя частного обвинителя П. Кутнякова поступило заявление о том, что они помирились с А. Бименбетовым и претензий к нему не имеют.

На основании этого журналист попросил суд уголовное дело в отношении него прекратить, так как в газете было опубликовано опровержение.

9 июля Талдыкорганский городской суд Алматинской области постановил уголовное дело в отношении журналиста прекратить в связи с отказом представителя В. Алефиренко от обвинения и примирением сторон. 

Июль, 30

Сергей Стрюк, газета «Новое время» (г. Павлодар)

Более двух месяцев редактор-издатель газеты «Новое время» Сергей Стрюк не может получить от полиции уведомление о прекращении в отношении него уголовного дела. 

Напомним, после выхода в «Новом времени» статьи Сергея Стрюка ««Corruptio – подкуп, corrumpere – портить. Теперь они известны нам под одним выражением – КОРРУПЦИЯ», с жалобой на автора публикации к прокурору области Нурмахану Исаеву обратился председатель областного суда Ермек Серекбаев. По его мнению, в материале редактор оскорбил судебную ветвь власти. В отношении С. Стрюка было возбуждено уголовное дело по ст. 343 ч.3 УК РК «клевета в отношении судей в связи с рассмотрением дела в суде», предусматривающей максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до четырех лет.

В феврале 2009 года был начат судебный процесс, но суд счел, что «обвинение изложено неясно, что препятствует назначению главного судебного разбирательства и началу судебного следствия». Автор материала настаивал, что все его доводы являются предположениями и ни о какой-либо конкретной взятке он не говорит. 

В середине июня прокуратура известила С.Стрюка о прекращении уголовного дела в отношении его с 15 мая 2009 года. 

После этого орган уголовного преследования, а именно полиция должна была выдать постановление о прекращении уголовного дела по полностью реабилитирующим обстоятельствам в связи с отсутствием состава преступления. 

Между тем, редактор-издатель до сих пор находится под подпиской о невыезде. 

Как отмечает редактор газеты «Новое время» Ирина Лебедева, они обратились в управление собственной безопасности ДВД и Министерство внутренних дел, но до сих пор нет ответов. После 15 мая С.Стрюка продолжали вызывать на допросы, об этом имеются повестки. 

Редактор-издатель обратился в уголовный суд Павлодарской области с требованием понуждения к выдаче постановления о прекращении уголовного дела.

3. Обвинения в нарушении  неприкосновенности частной жизни (ст. 142 УК РК)

Июль, 27

Роза Сыикова, «Приуралье» (г. Уральск)

Как сообщалось ранее, в мае выпускник детского дома Анатолий Романов подал заявление в суд № 2 Уральска о привлечении к уголовной ответственности главного редактора газеты «Приуралье» Розы Сыиковой по статье 142, ч. 2 УК РК - за нарушение неприкосновенности частной жизни путем разглашения врачебной тайны. 

Поводом для судебного разбирательства послужила публикация «Так проблемы не решаются», вышедшая 3 марта в газете, которая является официальным органом акимата Западно-Казахстанской области. В публикации была обнародована информация о том, что А. Романов состоит на учете в Центре психического здоровья. 

В июле судья городского суда Слуканым Кадралиева вынесла решение о том, что  сведения о Романове, сообщенные газетой, соответствуют действительности,  и оправдала главного редактора. 

Директор Западно-Казахстанского филиала Международного казахстанского бюро по правам человека Павел Кочетков, представлявший в суде интересы Романова, считает это решение суда необоснованным, так как бывший воспитанник детского дома не ставил перед судом вопрос о достоверности опубликованной информации. Речь шла о том, что газета нарушила требование закона о неприкосновенности частной жизни человека. 

А. Романов подал апелляцию в вышестоящую инстанцию. 

4. Обвинения в нарушении тайны личной переписки (ст. 143 УК РК)

Июль, 16 

Ольга Воронько, Елена Васильченко, «Наша жизнь» (г. Павлодар)

В начале июля газета «Наша жизнь» опубликовала материал корреспондента издания Ольги Воронько о том, как и какими методами павлодарский областной психоневрологический диспансер поставил диагноз «шизофрения и паранойя» старшему оперуполномоченному управления  по борьбе с наркобизнесом ДВД Павлодарской области Абзалу Шакарову. Позже специалисты Республиканского научно-практического центра психиатрии (РНПЦП) в Алматы установили, что майор полиции полностью здоров. В статье также был опубликован ответ Министерства юстиции на запрос заведующего отделением павлодарского областного диспансера Александра Лободенко о признании обоих обследований незаконными. 

После выхода статьи А. Лободенко написал заявление в прокуратуру Павлодарской области, требуя возбудить уголовное дело в отношении корреспондента Ольги Воронько и редактора газеты «Наша жизнь» Елены Васильченко. По мнению заявителя, журналисты вступили в сговор со специалистами Республиканского научно-практического центра психиатрии (РНПЦП), нарушили тайну его переписки с Министерством юстиции РК.

Надзорный орган передал дело в департамент финансовой полиции Павлодарской области. Областной департамент финансовой полиции признал действия газеты «Наша жизнь» законными. 

5. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации определенных сведений

Июль, 01

Рахат Омаров, «Алтай» (Восточно-Казахстанская область)

В Семеее в городском суде закончились судебные разбирательства между заместителем заведующего отделом образования городского акимата Николаем Пивкиным и редактором городской газеты «Алтай» Рахатом Омаровым. 

Напомним, чиновник обратился в суд с иском о защите чести и достоинства после того, как в газете «Алтай» в рубрике «Письма читателей» вышел материал  о незаконных действиях чиновника. Автор статьи – читатель, пожелавший остаться неизвестным.

Н. Пивкин посчитал сведения, опубликованные в статье, не соответствующими действительности. Он потребовал напечатать опровержение и выплатить 1 млн. тенге в качестве компенсации за моральный ущерб. 

1 июля городской суд Семея удовлетворил иск частично, обязав Р. Омарова выплатить чиновнику 250 тысяч тенге.   

Главный редактор намерен обжаловать решение суда.

Июль, 02

«Время» (г. Алматы)

После опубликования в газете «Время» статьи Алексея Коновалова «Чье чутье?» («Время», 01.04.2009 г.), рассказывающей о биржевых валютных торгах 3 февраля накануне резкой девальвации тенге, в Жетысуский районный суд Алматы с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации обратилось АО «Казахстанская фондовая биржа». 
2 июля Жетысуский районный суд Алматы вынес определение о прекращении судебного разбирательства по иску Казахстанской фондовой биржи к редакции газеты «Время» в связи с тем, что стороны заключили мировое соглашение. 

Июль, 02

Жанар Давлетова, «Уральская неделя» (г. Уральск)

Коллегия по гражданским делам западноказахстанского областного суда отменила решение городского суда № 2 Уральска по иску областного департамента внутренних дел к ТОО «Журналистская инициатива» - учредителю газеты «Уральская неделя» и корреспонденту Жанар Давлетовой.

Напомним, ДВД ЗКО подал иск о защите чести и достоинства, потребовав признать недостоверным сведения, сообщенные в статье «В тот день я побывала в аду». В этом материале Ж. Давлетова рассказала об избиении полицейскими матери-одиночки Надежды Ильиной. Судья городского суда А.Куликешев удовлетворил иск ДВД частично, взыскав с собственника газеты моральный вред в размере 200 тысяч тенге.

Юрист Павел Кочетков, представлявший интересы ТОО «Журналистская инициатива», в апелляционной жалобе указал на то, что истец не требовал защиты деловой репутации. Однако судья А. Куликешев по своей инициативе вышел за пределы заявленных исковых требований и свое судебное решение начал со слов: «Истец ... обратился с иском о защите деловой репутации...». Кроме того, истец не просил в своих требованиях опубликовать опровержение, однако судья наложил на газету такое обязательство. 

Коллегия по гражданским делам отменила решение судьи А. Куликешева. 

ДВД ЗКО подала апелляционную жалобу в надзорную инстанцию областного суда. 

Надзорный орган отменил решение коллегии по гражданским делам и вернул дело на новое рассмотрение.

Июль, 03

Индира Боташева, «Караван» (Жамбылская область)

26 июля в газете «Караван» вышел материал собственного корреспондента издания по Жамбылской области Индиры Боташевой «Немножко серые халаты». В статье журналист рассказала о ситуации в области здравоохранения в регионе, о детской смертности по вине врачей, о том, что прокуратура Тараза добилась увольнения главного врача перинатального центра города Гульжан Рапильбековой.

В начале июля И. Боташевой позвонила бывший главный врач Гульжахан Рапильбекова. Она бурно выражала недовольство публикацией и грозила подать на журналиста в суд. 

Июль, 07

Дамир Абишев, «Костанай таны» (Костанайская область)

15 мая в областной газете «Костанай таны» вышла статья Дамира Абишева «Я плевала на ваш государственный язык» (перевод с казахского языка). В статье рассказывалось об инциденте, произошедшем на территории железнодорожного вокзала:  во время проверки правильности написания рекламных вывесок на государственном языке сотрудниками Управления по развитию языков Костанайской области директор железнодорожного вокзала «Костанай» Бибигуль Ибраева, в ответ на их замечания, сказала: «Я плевала на ваш государственный язык».  Об этом  было рассказано во время заседания круглого стола, посвященного визуальной рекламе города. 

В июне Б. Ибраева обратилась в костанайский городской суд № 2 с иском о защите чести и достоинства к журналисту Д. Абишеву и трем сотрудникам управления. Истец потребовала опубликовать опровержение не соответствующих действительности сведений и взыскать с ответчиков в солидарном порядке моральный вред в размере 1 миллион тенге. 

7 июля суд удовлетворил иск частично. По решению суда, сотрудники Управления по развитию языков солидарно должны выплатить Б. Ибраевой 10 тысяч тенге и направить в редакцию «Костанай таны» текст опровержения.

Июль, 27

ТК «Ирбис» (г. Павлодар) 

В 2006 году в Павлодарском уголовном суде рассматривалось дело ВИЧ-инфицированного заключенного, покусавшего одного из сотрудников колонии. Процесс, начавшийся в открытом режиме, впоследствии был объявлен закрытым. Однако к тому времени сюжет о нем был показан в новостных блоках телекомпании «Ирбис».

Освободившись из мест лишения свободы в мае 2009 г., бывший заключенный обратился с заявлением в полицию с просьбой возбудить в отношении тележурналиста уголовное дело. Однако следователем УВД города Павлодара было принято решение об отказе в удовлетворении прошения. Поскольку при опросе мнения участников процесса ВИЧ-инфицированный подсудимый сам «изъявил желание, чтобы представители СМИ присутствовали на процессе и производили видеосъемку. Заявлений о том, чтобы был скрыт диагноз и не называлась фамилия, от него не поступало».

Тогда бывший осужденный подал гражданский иск в Павлодарский городской суд № 1, обвинив «Ирбис» в том, что в сюжете против его воли были названы диагноз, его фамилия, показаны близкие родственники. Истец потребовал выплатить ему в качестве возмещения морального вреда 1 миллион тенге. 

При этом истец апеллирует к приказу министра здравоохранения РК, согласно которому «медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных обязанностей стали известны сведения о лицах, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и больных СПИДом, обязаны сохранять эти сведения в тайне».

27 июля судья городского суда Павлодара Алмаз Рахметаллаев обязал телекомпанию выплатить бывшему заключенному 750 тысяч  тенге. 

Июль, 14

Алексей Коновалов, «Время» (г. Алматы)

Редакция газеты «Время» обратилась с апелляционной жалобой в судебную коллегию по гражданским делам Алматинского городского суда на решение Жетысуского районного суда Алматы о выплате газетой «Время» и журналистом Алексем Коновалым суммарно 1,65 миллиона тенге Национальному банку в качестве возмещения морального вреда и об опубликовании опровержения порочащих сведений.

По мнению редакции, данное судебное решение от 30 июня «является незаконным, необоснованным, лишенным каких-либо связанных между собой мотивированных выводов относительно наличия в опубликованной статье сведений непосредственно относящихся к юридическому лицу – Национальному банку РК, порочащих его деловую репутацию».

Напомним, поводом для иска послужила статья А. Коновалова «Чье чутье?» («Время», 01.04.2009 г.) о валютных торгах на фондовой бирже 3 февраля 2009 года, накануне резкой девальвации тенге. При этом, как сказано в статье, основными покупателями валюты стали организации, аффилированные с Народным банком. 

Национальный банк посчитал информацию, содержащуюся в публикации, не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию банка и его руководителя, и  усмотрел обвинение в раскрытии некоторым юридическим лицам сведений о предстоящей девальвации национальной валюты.

Июль,15

Ирина Лебедева, «Новое время» (г. Павлодар)

Павлодарский областной суд признал действия администратора судов в отношении газеты «Новое время» незаконными. Все счета редакции открыты.

Напомним, в ноябре 2002 года Павлодарский городской суд обязал газету «Новое время» выплатить тогдашнему пресс-секретарю акима Павлодарской области Женису Мананбаеву 1 млн. тенге в качестве возмещения морального вреда. 

В ходе исполнения решения суда часть зарплаты редактора издания Ирины Лебедевой перечислялась на счет, предоставленный истцом. Претензий со стороны истца и судоисполнителей не было. 

Однако в апреле 2009 года Ж. Манабаев вновь возбудил производство по решению суда 7-летней давности, предъявив дубликат исполнительного листа по решению 2002 года на ту же сумму. При этом, по постановлению судебного исполнителя,в обеспечение иска и взыскания денег были арестованы счета ТОО РИА «Время», выпускающего газету «Новое время». Открывать другие счета запрещено.

9 июня Павлодарский городской суд вынес постановление о признании незаконными действий администратора судов в отношении газеты. Администратор судов оспорил это постановление. 

Июль, 30

Федор Ковалев, «Регион.kz» (г. Павлодар)

27 марта в газете «Регион.kz» был опубликован материал редактора издания Федора Ковалева «Снежана Денисовна из Новочерноярки». После выхода статьи в редакцию обратилась завуч средней школы села Новочерноярка Жанна Архипова. По ее утверждению, газета неверно сообщила о том, что Ж. Архипова собирала деньги со школьников за посещение дискотеки, организованной в этом учебном заведении. Она потребовала напечатать опровержение. 

В номере за 15 мая опровержение, предоставленное завучем,  было опубликовано. 

Несмотря на это, в июле Ж. Архипова обратилась в Павлодарский городской суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации, взыскании морального вреда в размере 500 тысяч тенге и требованием опубликования опровержения. По ее мнению, публикация от 15 мая опровержением не является, поскольку не содержит слово «опровержение». 

6. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Июль, 13

Александра Алехова, «Литер» (г. Алматы)

Судья Алмалинского районного суда № 2 Алматы Нурбике Ескендирова вынесла решение по иску председателя Национальной экономической палаты (НЭП) «Союз «Атамекен» Азата Перуашева к редакции газеты «Литер» и журналисту Александре Алеховой

Напомним, поводом для судебного  разбирательства послужила статья А. Алеховой «В пылу Азата» («Литер», 5.09.2008 г.).  В ней рассказывалось о том, что на экспертном совете в Министерстве индустрии и торговли РК с участием отраслевых и региональных ассоциаций бизнесменов и представителей министерства, НЭП предложила объединить всех предпринимателей и ввести обязательные членские взносы.  При этом было озвучено мнение бизнес-сообщества, что НЭП «хочет на этом неплохо подзаработать». 

А. Перуашев посчитал, что «Литер» и А. Алехова опорочили его честь и достоинство, а также деловую репутацию палаты, и обратился с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации в суд. Он потребовал признать не соответствующими действительности некоторые утверждения, опубликованные в статье,  взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму уплаченной госпошлины и напечатать предоставленное им опровержение. 

В ходе судебных слушаний, по словам редакции, ни одно из ее многочисленных ходатайств не было удовлетворено полностью. В частности, судья отказала в вызове в качестве соответчиков респондентов, дававших комментарии автору статьи,  признав их только свидетелями. При этом их свидетельские показания заслушаны не были. 

Кроме того, «Литеру» было отказано в проведении судебной филолого-лингвистической экспертизы. Вместо этого суду было представлено заключение специалистов филологического факультета КазНУ им. Аль-Фараби, которое, как стало позже известно редакции, оказалось ими же и отозвано. При этом отзыв, зарегистрированный в канцелярии суда, в материалы дела не попал.

13 июля суд удовлетворил иск председателя НЭП. Судья Н. Ескендирова лишь отклонила предоставленный истцом вариант опровержения. Ее вариант текста предоставлен не был.
Редакция и журналист намерены обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции. 

Июль, 22

Искандер Салихов, «Вечерний Алматы» (г. Алматы)

18 июля в газете «Вечерний Алматы» была опубликована статья Искандера Салихова «Влюблен в науку человек». В публикации рассказывать о деятельности профессора Багдаулета Кенжалиева на посту директора Института металлургии и обогащения (ИМиО). 

22 июля в редакцию поступило письмо от АО «Центр наук о земле, металлургии и обогащении» (ЦНЗМО). Президент ЦНЗМО Е. Тастанов считает, что информация, изложенная в статье, «являет собой факт вопиющей несправедливости, т.к. достижения большой научной организации, целого ряда ученых (…) присвоены человеком, регулярно подрывающем деятельность и деловую репутацию АО "ЦНЗМО"».  Президент АО потребовал опубликовать опровержение информации, не соответствующей действительности. В противном случае АО «ЦНЗМО» обратится в суд с иском о защите деловой репутации, а также о возмещении морального вреда.

Редакция с претензией не согласна, так как в статье «Влюблен в науку человек» автор выразил свое мнение о личности и профессиональной деятельности Б. Кенжалиева. Также, по мнению главного редактора издания Николая Жорова, в публикации отсутствуют порочащие и не соответствующие действительности сведения в отношении Е. Тастанова и возглавляемой им организации. Поэтому нет и оснований для опубликования опровержения и возмещения морального вреда. 

Е. Тастанову было предложено повторно обратиться в редакцию с претензией, в которой четко указать не мнения и оценки, а факты нарушений его личных неимущественных прав или прав руководимой  им организации.

Июль, 15

Анна Озерова, «Инфо-Цес» (г. Астана)

Дирекция ТОО «Жана Жол» прислала в редакцию газеты «Инфо-Цес» возражение на корреспонденцию А.Озеровой «Где дороги, а где -  пыль и обман» («Инфо-Цес», 16.07.2009), обвинив автора в  некомпетентности в вопросах дорожно-ремонтных работ и субъективизме. Также  в письме было высказано предположение, что статья носит заказной характер и является результатом антирекламной деятельности конкурентов. 

Руководство ТОО «Жана Жол» потребовало опубликовать  опровержение в ближайшем номере газеты с принесением извинений за некорректность в изложении фактов.

Редакция  уладила инцидент, напечатав интервью с ведущим специалистом предприятия о текущем  состоянии дел на вверенных ТОО участках работ, что полностью удовлетворило оппонента.

7. Обвинения в нарушении порядка проведения митингов (ст. 373 КоАП РК)

Июль, 17

Ризада Жакыпбек

17 июля в Специализированном межрайонном административном суде г. Алматы состоялось завершился процесс над безработной Ризадой Жакыпбек - участницей акции, проведенной 24 июня в поддержку независимых СМИ и журналистов. 

По словам защиты, полицейский протокол об административном нарушении был составлен с вопиющими процессуальными нарушениями, вручен поздно и потому не может служить доказательством. Кроме того, на заседании не были выслушаны свидетели защиты. 

Несмотря на это, суд  признал Р. Жакипбек виновной в совершении административного правонарушения и обязал ее уплатить штраф в размере 64 800 тенге (50 МРП).
Р. Жакипбек  намерена обжаловать решение административного суда в апелляционной инстанции Алматинского городского суда.

Июль, 21

Болат Абилов, лидер партии «Азат» (г. Алматы)

21 июля в Специализированном межрайонном административном суде Алматы прошло заседание по обвинению лидера партии «Азат» Болата Абилова в организации несанкционированного митинга журналистов, которая прошла 24 июня у здания Национального пресс-клуба в Алматы накануне Дня журналистики Казахстана. 

Б. Абилов с обвинением не согласен. Он утверждает, что 24 июня была проведена мирная акция в поддержку независимых СМИ, а не митинг, как инкриминировала ему прокуратура. 

Однако суд признал лидера партии виновным. На Б. Абилова наложен административный штраф в 64 800 тенге (50 МРП). 
Июль, 10

Андрей Цуканов, блогер (г. Караганда)

10 июля к активисту движения «За свободный Интернет» Андрею Цуканову приехали люди из Управления общественной безопасности ДВД Караганды, но не застали его дома. Вечером того же дня Андрея вызвали в участковый опорный пункт полиции. Сотрудников УОБ ДВД интересовала назначенная на 12 июля республиканская акция «Свободному интернету – свободное плавание!».

Полицейские намеревались взять у Цуканова объяснительную по поводу проведения этой акции в Караганде, но он отказался идти в опорный пункт без повестки и никаких объяснительных давать не стал.

Как выяснилось позже, блогер, не понадеявшись на объявление в интернете, заранее расклеил по городу яркие листовки, в которых приглашал граждан поучаствовать во флеш-мобе, а также обещал снабдить всех участников корабликами. Кроме того, на всякий случай оставил на объявлениях свой домашний телефон.

Мониторинг подготовлен по сообщениям 

СМИ и корреспондентов Фонда

«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»

Елена Цой
e-mail: lena@adilsoz.kz
Юрист-консультант фонда «Адил соз»

Ганна Красильникова

e-mail:  ganna@adilsoz.kz
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz
Подробный мониторинг нарушений прав интернет-изданий смотрите на сайте www.adilsoz.kz  в соответствующем разделе.
PAGE  
2

